Перевод фрагментов книги Цинь Сю «Империя серебра. Новая история денег Китая», опубликованной в издательстве Йельского университета (США) в 2021 году.
Вопрос о том, что такое деньги, остается открытым. Джон Кеннет Гэлбрейт, известный американский экономист, как-то иронично отметил, что ответы на этот вопрос «отличаются завидной бессвязностью».
Деньги важны для богатых и бедных. От них зависит не только судьбы людей, но и будущее целых государств. Деньги – созданное людьми божество, это – невидимые кровеносные сосуды мировой экономики; сущность финансов заключается в потоках денег, причем даже развитие культуры зависит от этих потоков. Антропологи пришли к выводу, что экономические отношения в древности были тесно связаны с религией: «давно известно, что первые рынки были священными местами, первые банки были храмами, а древнейшими создателями денег были священники или жрецами-царями». Привязанность людей к деньгам – это первобытное влечение и результат коллективного подсознательного, в особенности, это касается драгметаллов, таких как золото и серебро. Это пристрастие наблюдается и в современном обществе, хоть и в скрытой форме, например, в форме тоски по золотому стандарту или физической валюте.
Выражение «солнце встает на Востоке» также применимо к цивилизации, религии и деньгам. Когда люди только научились писать, шумеры, основатели месопотамской цивилизации, использовали серебро в качестве валюты для оплаты долгов, а пыльца, специи и пшеница также функционировали как деньги. Древние китайцы тоже осознавали важность денег для экономики. Как сказано в «Книге Хань: продовольствие и товары»: «Из восьми аспектов управления в Книге Документов, первый относится к продовольствию, а второй – к товарам. Продовольствие – это то, что мы называем зернами, выращенными на фермах для употребления в пищу; товары – это то, что мы называем тканью и шелком для одежды, а также золото, ножи, панцири черепах и каури [фарфоровые улитки]. От обладания такими вещами зависит богатство и прибыль. Оба являются основаниями для существования народа». В сочинениях древних китайцев можно встретить множество подобных замечаний: «Основа богатства – продовольствие и товары», «С давних времен продовольствие и товары занимают первое место для выживания людей».
Экономическое и финансовое развитие современного Китая за последние 30 лет реформ и либерализации сделало стремление к накоплению денег очень важным для китайцев. Недостаток экономического образования у китайцев, а также их желание узнать больше в этом отношении, отражается в коллективном интересе к деньгам. Отсюда появление множества книг в последние годы на соответствующую тематику. Документальный фильм «Деньги», который считается одним из самых лучших фильмов Китая, с самого начала повествует о следующем: «Они – глиняные таблички на Месопотамской равнины, они – морские ракушки, используемые для торговли древними цивилизациями, жившими по течению реки Хуанхэ, они – золото малоазиатского царства Лидия, они – знаки средневековых банковских гильдий Флоренции (Италия). Они – инструмент желания, средство обмена, наиболее знакомые и более всего неизвестные для нас. Они – это деньги».
На острове Яп, одном из Каролинских островов в Тихом океане, с населением от 5 до 6 тыс. человек, нельзя было найти ни одного металла. Единственным природным ресурсом были камни. Для торговли островитяне использовали большие каменные диски под названием фие в качестве денег. Эти диски доставлялись на остров на лодке из известнякового карьера, находящегося на расстоянии более 500 километров. Если для сделки требовалось слишком много фие для транспортировки, то их не двигали с места, иногда оставляя даже без отметки, указывающей на заключенную сделку. Одна семья пыталась перевезти фие гигантских размеров и хорошего качества, но диск затонул. Несмотря на это, местные жители признали тот факт, что семье принадлежал каменный диск, поэтому они стали самой богатой семьей на острове. После того, как Германия купила остров Яп в 1899 году, Уильям Генри Фернесс III, американский исследователь, посетил это загадочное место и два месяца спустя сделал подробный отчет об этой практике. Его исследование было опубликовано в 1910 году, но не привлекло особого внимания. Первым на него обратил внимание Джон Мейнард Кейнс, известный английский экономист, во время своей службы в британском казначействе в 1915 году. Он высоко оценил логику и мудрость жителей острова Яп, отметив следующее: «Современная практика в отношении золотых резервов может много чего полезного почерпнуть для себя из более разумной практики на острове Яп».
Еще более известную отсылку к острову Яп можно найти у великого основоположника школы монетаризма Милтона Фридмана, когда он объяснял сущность денег. Признавая, что многие люди в современном мире могут считать глупыми жителей острова Яп, Фридман заметил: «На протяжении столетия или более, в «цивилизованном» мире предметным проявлением богатства считается металл, вырытый глубоко из недр земли, который затем очищают благодаря трудоемкому процессу, перевозят на большие расстояния, чтобы снова спрятать глубоко в хранилищах. Является ли эта практика более разумной, чем на острове Яп?».
Кейнс и Фридман придерживались разных взглядов на экономику, но они отдали дань местным жителям острова Яп; это историческое совпадение подчеркивает важность истории с островом Яп для дискуссий относительно денег (деньги – это то, что называют деньгами). Дэвид Юм, шотландский философ, экономист и историк XVIII века, однажды сказал, что человечество наделило золото и серебро воображаемой ценностью, поэтому в более широком смысле, ценность денег основана на акте субъективной оценки, а сущность денег состоит в том, что все принимают их в качестве средства обмена благодаря доверию.
Аналогичные примеры можно найти в древних обществах. 3 тыс. лет до н.э. в Месопотамии были в ходу глиняные таблички для заключения договоров; они были размером с кулак, а назывались буллами. Множество таких табличек было обнаружено при археологических раскопках. Внутри полой части булл находятся символы, обозначающие числа и товары, связанные с различными займами, договорами и счетами. Многие ученые считают, что эта информация указывает на различные товары и услуги (от хлопчатобумажной ткани, меда, овец и вплоть до рабочих дней), и что некоторые символы указывают на договор займа, который кредитор может передать третьему лицу. Это факт свидетельствует о том, что люди заключали финансовые соглашения 5 тыс. лет назад, и что ценность денег основывалась на доверии со стороны общины. Общины могли быть большими или маленькими, а основание существования их валютной системы может показаться глупостью с точки зрения другого общества. То, что для А является огромным богатством, может быть безделушкой для Б; людям платят тем, во что они взаимно готовы верить.
Понимание того, что сущность денег – это доверие, принуждает нас к пересмотру классических теорий их происхождения.
Цянь Му, великий китайский историк (1895-1990), посвятил в своем исследовании раздел деньгам, подчеркивая их важность в древнем китайском обществе: «Соединение городов с деревней, а также проведение сделок между деревнями, были важными процессами, в которых деньги сыграли важную роль. Первыми деньгами Китая были золото и бронза, которые оставались популярными вплоть до династии Цинь».
Фактически, золото редко находилось в обращении. Цянь Цзяцзюй, экономист, утверждает, что то, что считалось валютой (хуоби) в древние времена на самом деле было двумя разными вещами. В «Обрядах Чжоу» упоминается 9 видов оплаты, причем хуо относится к жемчугу и каури, а би – к шкурам и шелкам; эти предметы в разные периоды обычно использовались в качестве денег. Старая форма китайского иероглифа хуо сочетает в себе иероглиф, обозначающий «обмен» и «каури». Это символизирует тот факт, что во многих культурах каури были первыми формами денег. Шуовэнь Цзицзи утверждает следующее: «Деньги (хуо), то есть, обмен. Вещь для облегчения обмена».
История иероглифов и выводы последующих поколений, в большей и меньшей степени, позволяет ученым прийти к консенсусу относительно того, что деньги возникли для обмена. Это похоже на точку зрения основателя политэкономии, Адама Смита, который считал деньги упрощенной формой бартера (под деньгами имелись в виду драгметаллы, такие как золото и серебро): «Если… вместо овец или волов у людей были металлы в обмен на соль, это позволяло соизмерить количество металла с точным количеством товара, которые нужно было приобрести».
Какие же металлы использовались в качестве денег? Адам Смит объяснил взаимосвязь между металлами и экономическими стандартами: «Для обмена в разных странах использовались разные металлы. Железо было распространенным средством обмена у древних спартанцев; медь – у древних римлян, а золото и серебро – у богатых и торговых наций. Похоже, что металлы изначально применялись для этой целей в форме слитков без каких-либо обозначений, чеканки». Смит также цитирует древнего историка Тимея: «… до времен Сервия Туллия римляне не чеканили денег, но использовали медные слитки для покупки всего, что им надо было. Таким образом, эти слитки в то время выполняли функцию денег».
Каким бы умным ни был Адам Смит, его выводы не обязательно стоит считать априори правильными; дело в том, что греки и римляне очень рано начали использовать золото и серебро. Еще более примечательно то, что Смит является создателем общепринятой у экономистов точки зрения, что деньги возникли из обмена товаров. Многие экономисты авторитетно утверждают, что с возникновением торговли появление денег оказалось неизбежным. Эта, на первый взгляд, разумная точка зрения стала объектом критики. Вопрос заключается в том, как возникла торговля между людьми. Осуществлялась ли она с самого начала в форме бартера? Свидетельства о существовании бартера зафиксированы в древней истории Китая, даже в эпоху Шеннуна (Божественного Земледельца), легендарного основателя земледелия в Китае (около 5 тыс. лет назад). В средневековом китайском трактате «Чжоуи» написано: «Рынок открывается в полдень. Люди собираются из разных мест, принося товары. После торговли все уходят с предметами, которые им нужны». Были ли эти сделки своего рода обменом подарков? Какую роль в нем играли деньги? В трудах по экономике можно встретить положения о том, что деньги исполняют функции средства обмена, меры стоимости и средства сбережения. Однако согласно множеству антропологических исследований, деньги функционировали в форме дара. Кэролайн Хамфри, антрополог из Кембриджского университета, отметила следующее: «В результате исследований не были обнаружены признаки существования чистой бартерной экономики, не говоря уже о возникновении денег из этой формы обмена. Все доступные современной науке этнографические данные указывают на то, что утверждения экономистов не соответствуют действительности». Дэвид Грэбер, американский антрополог, поддерживает этот вывод. Пытаясь пересмотреть понятие денег и сущность долга, он считает, что экономическая теория бартера, который будто бы возник из сугубо эгоистичных интересов, является мифом.
В контексте различных дискуссий о деньгах бывает трудно понять, кто может прав, а кто нет; проблема денег иллюстрирует границы человеческого знания и интеллекта, поэтому неудивительно, что размышления о природе денег превратили больше людей в глупцов, чем это сделала любовь. Как говорил Давид Юм в трактате «О торговле» (1752 г.) (философ умер в 1776 году, в год публикации «Богатства народов» Смита; считается, что Юм оказал большое влияние на политэконома): «Когда человек размышляет о своем поведении в какой-либо конкретной обстановке, создавая идеи о политике, торговле, экономике или любом другом деле, ему не требуется слишком аргументированно представлять свою точку зрения, но при рассуждениях на общие темы, разница между обычным и гениальным человеком, прежде всего, проявляется в поверхностности или глубине принципов, на основе которых они выстраиваются». Это утверждение очень актуально в контексте изучения денег; понимание индивидов по отдельности действительно ограничено, но основания их рассуждений очень важны. Вот почему нам нужно сохранять непредвзятость при рассмотрении истории в контексте денег. С антропологической точки зрения размышления Дэвида Грэбера выглядят отнюдь не поверхностными; на него повлияли исследования французского антрополога Марселя Мосса о первобытном обмене и обмене дарами. В чем ценность такого рода исследований? Оно представляет альтернативное объяснение происхождения денег; дело в том, что поверхностное определение со стороны экономической теории явно устарело. При антропологическом объяснении люди не осуществляют бартер, но обмениваются дарами, иногда в форме дани, порой в форме подарков на полученные ранее подарки, а в других случаях просто в качестве дара. Когда все люди знают друг друга, условием взаимного дарения является доверие, и деньги возникли в контексте такого рода процесса дарения, которые впоследствии привели к возникновению долговых расписок. Другими словами, деньги можно считать договоренностью о кредите (доверия).
«Деньги возникли из долговых расписок». Такое утверждение звучит неправдоподобно, но в современной культуре можно увидеть доказательства в его пользу. В американском сериале «Парк авеню, 666», конкретная сумма денег, которую каждый человек был должен главному герою, иногда отображалась на коже должника. Это похоже на древние сказания и любопытную метафору: символ валюты подразумевает, сколько кому-то причитается, иллюстрируя положение о том, что денежная система была основана на кредите (доверия).
Судьба серебра на Востоке и Западе
При рассуждении о деньгах нельзя обойти вниманием золото и серебро. Будучи революционным теоретиком, Карл Маркс знаменит глубокими познаниями в области денег. Одно из его знаменитых высказываний гласит: «Золото и серебро не являются деньгами по своей природе, но деньги по своей природе – это золото и серебро». Это высказывание указывает на то, что естественно-природные свойства золота и серебра идеально подходят для функционирования в качестве денег, обладая всеми необходимыми характеристиками. История финансов показывает, что в прошлом было принято чеканить из драгметаллов монеты для использования их в торговле, а названия современных валют, как правило, несут на себе печать того времени, указывая на то, что валюта содержала когда-то определенное количество драгметалла в форме пенса, фунта или марки; китайский серебряный таэль даже был мерой веса.
Серебро считалось настолько важным, что оно часто упоминалось в религии и истории. «Кесарю Кесарево, Богу Божие». Как известно, эта знаменитая фраза Иисуса имеет отношение к серебряным монетам. Согласно Новому Завету, фарисеи пытались хитростью заставить Иисуса сказать что-то неправомерное, спросив его: «Законно ли платить налоги Кесарю или нет?». В этом контексте речь шла не буквально о реальном императоре, но о Римской империи. Однако Иисус понял злые намерения вопрошающих, ответив, что им нужно присмотреться к серебряной монете. Фарисеи достали денарии (римская серебряная монета, за которую можно было оплатить работнику один день работы, уплатить налоги), на которых находились изображения Тиберия Цезаря. Иисус указал на изображение и спросил, кто это, и когда ему ответили, что это Цезарь, то Иисус ответил: «Кесарю Кесарево, Богу Божие». Иисус связал этот вопрос с наглядным примером, а фарисеям нечего было сказать ему в ответ.
В этой истории Кесарь – это метафора для серебряной монеты, а также символ светской жизни. Эта история указывает на то, что с древних времен серебряные деньги ассоциировались с властью. Неудивительно, что кураторы Британского музея заявляют, что «серебро считалось очень ценным материалом с серьезным символическим значением, связанным с королевской властью, богатством и политикой». Даже сегодня некоторые ученые утверждают следующее: «Мировой рынок был образован благодаря серебру». Древние китайцы называли серебро «белым золотом». Золото и серебро часто встречаются в древних писаниях. В «Эрье: Разъяснение утвари», например, написано следующее: «Желтое золото называется данг, а его красота – лю; белое золото называется серебром (инь), а его красота называется ляо. Есть и другие интересные подробности относительно китайского иероглифа для серебра, который состоит из иероглифа для золота и «ген», означающего «граница». Первоначальное значение слова «серебро» было таковым: «металл, уступающий золоту только по стоимости».
На Западе использовать серебро стали очень рано. Этот драгметалл сыграл решающую роль в его истории. Всем известно, что Иуда предал Иисуса за 30 серебряников. Этот факт, естественно, вызвал недовольство со стороны людей, поэтому Иуду считали предателем в течение 2 тыс. лет. Одной из причин недовольства была мизерная награда за предательство; серебряные монеты стоили меньше золотых, но остается неизвестным, сколько на самом деле стоили эти 30 серебряных монет. Поскольку никто не может точно сказать, о каких серебряных монетах шла речь, определить их стоимость трудно. Некоторые утверждают, что это был вышеупомянутый денарий, а другие говорят, что речь шла о шекеле. Дело в том, что Иуда использовал шекель для покупки участка земли, но он скоропостижно скончался на купленной земле, поэтому эту землю стали называть «поле крови».
В более поздний период существования Римской империи различные варварские племена стали важнейшими политическими игроками. Франки были самой успешной ветвью германских народов. Их лидер, Карл Великий, возродил Римскую империю в VIII веке, решительными действиями расширив франкское королевство и единолично объединив Западную Европу. После смерти Карла Великого его империя разделилась на Германию, Францию и Италию. По сей день его называют «отцом Европы»; некоторые утверждают, что именно он изображен на французских игральных картах в качестве червонного короля. Статус Карла Великого также нельзя недооценивать в истории денег. В 781 году он реформировал валюту своей империи, поэтому новые деньги были сделаны из серебра, ведь его империя располагала наибольшим количеством этого драгметалла. Именно он установил, что 1 фунт серебра равен 240 денье, и что 1 денье содержит около 2 граммов серебра, в то время как 1 фунт серебра эквивалентен 20 су, золотой монете того времени.
Это означало, что соотношение между золотом и серебром было равно 12 к 1. Этот показатель на Западе колебался около данного уровня в течение 1000 лет. Уильям Шекспир написал свою пьесу «Венецианский купец» во время правления британской королевы Елизаветы I. В то время состояние торговли было очень хорошим, что сделало серебро очень важным активом. «Венецианский купец» был написан во времена правления китайского императора Ваньли династии Мин (1572 по 1620 гг.). Эта пьеса не только о любви и дружбе, но и о деньгах и тайных пружинах капитализма, а также содержит в себе множество описаний взаимоотношений между золотом и серебром. Еврейский ростовщик Шейлок одержим «серебром» и «деньгами», сравнивая золотые и серебряные монеты, приносящие процент, с овцами, рождающими ягнят. Отец главной героини Порции предлагает ее женихам угадать, где спрятан ее портрет: в ларце из золота, серебра или свинца. Тому, кто выберет правильно, будет разрешено жениться на ней. Правильным выбором является дешевый свинцовый ларец. Один из женихов выбрал ларец с золотом, потому что желтый металл имеет наибольшую ценность: «Не поверю также, // Ее чтоб вмуровали в серебро, // Что золота вдесятеро дешевле. // Нет, грех и думать! Перлу, как она, // Лишь может золото служить оправой. // На английской монете золотой // Недаром ангел сверху начеканен. // А здесь внутри он - золотом одет».
Жених, которому симпатизировала Порция, выбрал свинцовый ларец, осуждая использование золота и серебра, в особенности, серебра: «Нет, не возьму я, золото, тебя - // Жесткую пишу жадного Мидаса. // И не хочу я, серебро, тебя - // Белесого прислужника торговли».
Если оставить в стороне литературные достоинства классического произведения Шекспира, то с точки зрения истории финансов, соотношение между золотом и серебром тогда было не таким высоким, как впоследствии, а серебро на Западе явно использовалось гораздо чаще, чем золото. Серебро было более распространенным драгметаллом в Азии и на Западе в течение большей части истории, потому что его стоимость была ниже.
Судьба серебра неразрывно связана с желтым металлом. Стоимость обоих драгметаллов не всегда была одинаковой на Западе, но в определенный момент истории серебро было более ценным, чем золото. Маркс писал следующее по этому поводу: «Производство серебра требует добычи и в целом относительно высокого уровня технического развития. Следовательно, стоимость серебра изначально выше, чем стоимость золота, хотя оно менее дефицитный драгметалл». Развитие технологии плавления и открытие серебряных рудников в Северной и Южной Америке привели к тому, что из Нового мира серебро потекло мощными потоками в Европу и Азию, изменив историю обоих регионов. Стоит еще раз подчеркнуть, что даже за 200 лет существования золотого стандарта, начиная с XVII века, серебро не полностью ушло с исторической сцены и сферы повседневного использования. На Западе превосходство золота над серебром на самом деле устанавливалось медленно и постепенно, но закончился этот процесс только в конце XIX века. Следовательно, золото и серебро использовали в равной степени в качестве денег вплоть до XVIII века.
В Китае серебро сначала не было слишком популярным. Когда император Цинь создал единую китайскую валюту, то при перечислении трех видов денег о серебре речь не шла. При Цинь валюта Китая состояла из трех видов. Монета из золота была самой важной под названием йи; монету из бронзы называли «полу-таэль» и считали второй по важности; а жемчуг, нефрит, панцирь черепахи, каури, серебро и олово считались сосудами, украшениями и сокровищами, но не деньгами. Даже во времена династии Хань, когда Сыма Цянь (дата рождения в 145 или ок. 135 г. до н. э.) писал, что «серебряная монета» во время правления Хань Уди (187-140 гг. до н.э.) представляла собой сплав серебра и олова, но серый металл был основным компонентом, а серебро во время правления Вана Ман (33 г. до н.э. – 23 г. н.э.) было настоящим серебром.
Когда Ван Ман проводил реформы, они коснулись и денежного вопроса. Последствия реформы были серьезными. Ван Ман проводил валютную реформу четыре раза, а вес его крупной монеты был в 2,5 раза больше, чем у пятигранника Западного Ханя, но ее стоимость была в 50 раз больше, что привело к финансовому кризису. Он распорядился о закрытии частных монетных дворов, даже запретив владение медью и углем в частной собственности. Однако даже когда он объявил незаконную чеканку монет преступлением, караемым смертной казнь, лучше не стало. Цянь Му считает, что сложная и запутанная валютная система сбивала с толку простых людей, а отказ от новой валюты стал величайшей ошибкой Ван Маня. «Так много людей нарушали закон, что их запирали в телегах и доставляли к Чжунгуань (чиновнику, чеканившему монеты) в Чанъань. Шесть или семь из десяти человек умерли от страха, что показывает, насколько деспотичной была валютная система Вань Маня». Это указывает на то, что закон должен учитывать еще и человеческую психику; преследование частных монетных дворов было непопулярной практикой; запрет нельзя было эффективно контролировать, что только ухудшило финансовое положение бесчисленного количества людей. «В сельском хозяйстве и торговле наблюдалась безработица, продукты питания и другие товары пропадали, а люди вопили на улицах». Провал реформ Ван Мана привел к распространению «товарной валюты». Как записано в «Книге поздней империи Хань: Анналы императора Гуанъу-ди, часть II». «После хаоса при правлении Ван Маня (9-23 гг. н.э.), в качестве денег стали использовать ткань, шелк, золото и зерно. В то время в обращении начали появляться пятизерновые монеты». Здесь слово «золото», как правило, отсылает к золоту и серебру. Обращение золота и серебра в качестве денег с тех времен считалось результатом денежной реформы Ван Мана.
Начиная с периода империи Вэй-Цзинь (220-420 гг. до н.э.), благодаря влиянию буддизма и других культур золото и серебро стали более популярными. Помимо использования драгметаллов для религиозных целей, а именно, создания статуэток Будды и украшения буддийских храмов, золото также использовалось для наград и орнаментов, а также в качестве денег. Широкое использование золота в период Северной и Южной династий Вэй-Цзинь (420-589 гг. н.э.) привело к образованию дефицита, поэтому к золоту присоединилась серебро, и с тех пор доля серебра в обращении постепенно увеличивалась. Нельзя не учитывать внешних влияний на распространение популярности золота и серебра. Одно из них касается использования золота в буддийских храмах, а второе – международной торговли: «Поскольку некоторые страны на Шелковом пути, такие как Большой Юэчжи, Аршакидское царство, Дацин, Нантяньчжу (Средневековая Индия) и Бапном, предпочитали использовать золото и серебро, то именно эти драгметаллы были в употреблении для торговли с Китаем в регионе Цзяо-Гуан».
Во времена династии Тан, золото и серебро в основном использовались высшими классами и в большей степени как товар. После периодов Северного и Южного Суна, золото употреблялось в основном для сбережения стоимости и для выплаты больших сумм, в то время как серебро использовалось обычными людьми, наряду с бронзовыми монетами; то же самое, но в большей степени было тенденцией при династиях Цзинь и Юань. Использование серебра постепенно увеличивалось, и в конечном итоге Китай стал крупнейшей страной в мире, экономика которой была основана на серебре.
Как упоминалось ранее, это был длительный процесс. Фактическое превращение серебро в меру стоимости в Китае на самом деле произошло во времена правления монголов династии Юань. Ученый Пан Синьвэй предположил, что на монголов могли повлиять соседние этнические группы, например, из Хорезма. Несмотря на это, бумажные деньги все еще использовались в основном в первые годы монгольского правления (так называемые сертификаты (чао)), а обращение золота и серебра было запрещено, но при этом было трудно ограничить их использование среди обычных людей. После основания династии Мин, банкноты ушли в небытие, и в Китае, в конечном итоге, появился серебряный стандарт.
В прошлом для международных расчетов на Западе использовались золотые, серебряные и бронзовые монеты, что соответствует аналогичной практике при китайских династиях Мин и Цинь, где использовалось серебро для крупных расчетов, а медь – для небольших сумм; то есть, Запад и Восток были похожими в этом отношении. Ученые в целом сходятся на том, что международная валютная система, главный продукт международной финансовой системы, возникла во второй половине XIX века, особенно с 1870-х гг. С тех пор желтый металл функционировал в качестве основной международной валюты. Это также произошло почти одновременно с денежными реформами Китая и принятием серебряного стандарта в конце династии Цинь. Потом Китай и Запад разошлись в этом отношении; в Китае восторжествовал серебряный стандарт, а на Западе – золотой стандарт. Многие ученые считают, что широкое использование серебра в период правления династий Мин и Цинь было «важнейшим условием» для связи Китая с мировым рынком, а серебро даже стало символом «вырождения» современного мира или «возвращения» к древности. Когда серебро перестало быть таким популярным на Западе, его роль усилилась на Востоке. Почему у серебра такие разные судьбы? Повлияло ли это обстоятельство на историю соответствующих обществ? В любом случае необходимо проследить эту серебряную жилу, которая позволит нас уловить отголоски из глубины истории.
Продолжение следует…