Из отчета «Веруем в золото» 2021 года выпуска. Авторы – аналитики компании «Incrementum» (Лихтенштейн). Часть первая здесь.
Золото, которое осталось в «незаконном» частном владении после указа Франклина Делано Рузвельта 1933 года, было отчасти спрятано в тайниках или отправлено за границу, в те страны, где торговля драгметаллом не запрещалась. После 1974 года дилеры монет в США получили разрешение на возобновление их деятельности, и что примечательно, в продажу поступили монеты 1933 года выпуска и ранее. Это непосредственное доказательство того, что большая часть населения не выполнила требования президентского указа.
30 января 1934 года Рузвельт подписал закон о золотом резерве, то есть, примерно 8 месяцев спустя после указа о конфискации. Согласно этому нормативному документу, все золото ФРС было передано министерству финансов США. Фактически, это была конфискация драгметалла у неполитической организации, ФРС, в угоду политической, исполнительной ветви власти – министерству финансов США. Благодаря новому закону, Рузвельт получил полный контроль над всеми золотыми активами в США и мог использовать их для своих экономических проектов. Оправдывал он столь дерзкий поступок следующими словами: «Поскольку золота не хватало для выполнения соответствующих обязательств, власти в интересах справедливости не должны кому-либо разрешать расчет золотом». С этого момента все золотые оговорки в финансовых контрактах были признаны недействительными.
После подписания закона о золотом резерве, Рузвельт изменил курс золота до 35 долларов за унцию, что почти на 70% выше предыдущего уровня – 20,67 долларов. Имея полный контроль над золотыми резервами в США, президент страны мог практически беспрепятственно устанавливать курс драгметалла. Другие владельцы желтого металла считались преступниками, а правительство США извлекало пользу из такого положения. Правительство могло вывести экономику из состояния депрессии посредством ресурсов, конфискованных у населения.
Кроме того, многие иностранные владельцы золота с выгодой для себя стали приобретать за свои активы американские товары. Поэтому в 1930-1935 гг. объем золотых резервов Министерства финансов США увеличился втрое, достигнув 9 тыс. тонн, а к 1940 году удвоился до 20 тыс. тонн, в основном за счет притока иностранного золота. Так сформировался огромный резерв, около 60% мирового денежного золота, который создал условия для превращения США в мирового гегемона после Второй мировой войны.
Как уже упоминалось ранее, исполнение указа о конфискации оказалось частичным. 26 сентября 1933 года нью-йоркский юрист Фредерик Кэмпбелл хотел получить свое золото в объеме 160 кг обратно из банка «Chase National Bank». Банк ответил отказом, после чего юрист обратился в суд. Федеральный прокурор обвинил Кэмпбелла в нежелании сдавать свое золото в казну. В конечном счете, суд над Кэмпбеллом не привел к его тюремному заключению; однако право федерального правительства на конфискацию золота не было опровергнуто, поэтому Кэмпбелл свое богатство так и не получил в физической форме.
Помимо этого дела, было еще 4 важных разбирательства, имеющих отношение к золотым оговоркам, которые дошли до Верховного суда, пытаясь опротестовать законность действий властей, начиная с указа Рузвельта о конфискации от 5 апреля 1933 года. Во всех 4-х случаях Верховный суд, состав которого Рузвельт намеревался наполнить «своими» людьми, поддержал ограничения относительно владения золотом в частных руках. Помимо известных судебных разбирательств с мая 1933 года по апрель 1934 года, впоследствии больших дел о принудительном исполнении норм указа не было. Из-за частичности соблюдения указа, его можно назвать жестом, а не реальной попыткой конфисковать все золото в частном владении. Другими словами, это было быстрое и небрежное ограбление.
В целом, лишь несколько принципиальных владельцев золота подали иски против правительства США, выступая против нарушения конституционных прав в отношении собственности, жизни, свободы и стремления к счастью. Важно подчеркнуть, что ни один из этих исков против правительства не был разрешен в пользу истцов.
В 1961 году Дуайт Эйзенхауэр распространил запрет частного владения золотом на американских граждан, проживающих за границей, а президент Джон Ф. Кеннеди сделал незаконным владение золотыми монетами до 1933 года выпуска. Владение желтым металлом было запрещено вплоть до 1974 года, когда президент Джеральд Форд отменил указ Рузвельта, а упразднение Бреттон-Вудской системы в результате действий Ричарда Никсона сделало золото неактуальным в денежно-кредитном контексте.
Указ о конфискации был отменен в 1974 году, и свобода владения золотом была восстановлена в качестве законного права, но при этом до сих пор сохраняется в силе положение закона о ФРС, согласно которому министр финансов может приказать населению в условиях войны сдать свое золото. В соответствии с указом № 11825 президент Джеральд Форд отменил указ № 6102 Рузвельта и снова легализовал частное владение золотыми монетами и слитками. Это право закреплено в следующем положении закона № 93-373: «разрешить гражданам Соединенных Штатов покупать, хранить, продавать или иным образом иметь дело с золотом на территории Соединенных Штатов или за рубежом». Однако в том же законе также говорится следующее: «(с) положения подразделов (а) и (b) данного раздела вступают в силу либо с 31 декабря 1974 года, либо в любое время до той даты, когда президент сочтет необходимым и сообщит Конгрессу, что международная валютная реформа дошла до такого пункта, когда отмена нормативных положений относительно частного владения золота отрицательно не повлияет на положение Соединенных Штатов в международной валютной системе».
Более того, этот закон не отменил Совместную резолюцию об отмене владения золота в частных руках и золотых оговорках, поэтому все финансовые контракты, в которых в качестве оплаты указано золото, остаются вне закона. То есть, только контракты, в которых золото учитывается как товарный актив, а не форма денег, считаются законными. Таким образом, можно утверждать, что у ФРС есть легальные основания для конфискации золота в частном владении в будущем даже без необходимости принятия нового президентского указа. Урок из американской истории конфискаций золота заключается в том, что правительство будет конфисковать золото в частном владении, если сочтет это необходимым для собственных интересов.
На данный момент указ о конфискации № 6102 считается самым печально известным документом в истории конфискации золота. Это была не конфискация под дулом пистолета. Коварство такой конфискации оказалось более успешным, чем могло быть ограбление средь бела дня.
Современная валютная система и резервный статус американского доллара – это непосредственный результат политики Рузвельта, направленной на огосударствление золота. Стоит учесть, что США никогда бы не заключили Бреттон-Вудское соглашение после Второй мировой войны, если бы не указ № 6102 и закон о золотом резерве 1934 года. Вместо Бреттон-Вудского соглашения преуспела бы идея валюты Банкор, которую предлагал Кейнс, а доллар США никогда бы не стал мировой резервной валютой. Следовательно, влияние конфискации золота, инициированной Рузвельтом, ощущается и по сей день.
Конфискация в условиях Бреттон-Вудской системы (1971 год)
Последний эпизод конфискации золота в США – это эпилог действий Рузвельта 1933 года. На фоне еще не завершившейся Второй мировой войны, под предводительством Джона Мейнарда Кейнса (министерство финансов США) и Гарри Декстера Уайта (министерство финансов США) была разработана новая международная валютная система для 44 стран. Бреттон-Вудское соглашение 1944 года должно было стать основой послевоенной валютной системы, сделав доллар США мировой резервной валютой.
В соответствии с указанным соглашением, все валюты обретали фиксированный обменный курс с долларом США, но при этом только американская валюта обеспечивалась и погашалась в золоте. Этот дополнительный уровень опосредования при оценке всех других валют превратил доллар в резервную валюту. Золотые резервы США обеспечивали доллар, но драгметалл при этом не функционировал как инструмент денежного обмена. Крупный объем золотого резерва США (20 тыс. тонн) внушал уверенность в успехе Бреттон-Вудской системы.
Вначале с этой системой не было никаких проблем. Однако по мере увеличения денежной массы в США, у некоторых стран возникло беспокойство относительно того, что американцы не смогут полностью выполнять свои обязательства в аспекте погашения. Американские банкноты могли погашаться в золоте, то есть, были знаком золота (и это было самое важное обстоятельство), а не отсылкой к зеленой бумажке. Ситуация ухудшилась, когда Франция и Германия, среди прочих стран, стали погашать свои доллары в физическом золоте. Объем драгметалла в хранилище Форт-Нокса стал быстро уменьшаться. Поэтому 15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон решил «временно» приостановить конвертируемость американской валюты. Это эквивалент конфискации золота у иностранных правительств. Это «временное приостановление» до сих пор в силе, то есть, уже около 50 лет.
С тех пор учреждена валютная система, в которой функционируют бумажные валюты с плавающим обменным курсом. Эта валютная система не рухнула, и, по иронии судьбы, теперь граждане США снова имеют право владеть золотом. Когда золото официально перестало считаться деньгами, владение им в частных руках было быстро легализовано, а именно, в 1974 году. История с конфискацией золота, которую начал Рузвельт, завершилась спустя 41 год полным удалением золота из валютной системы.