Расскажем о предыстории знаменитого образа, который встречается на современных инвестиционных монетах. Материал составлен из фрагментов статьи Кристофера Малоуна о древнеримских монетах.
Монеты Древнего Рима лучше всего рассматривать как зеркало имперской идеологии, наряду с творениями придворного поэта или даже монументальную архитектуру. Все они представляют собой сконструированное представление о реальности, мировоззрение, приемлемое для императора и даже одобряемое им, а зачастую и набор официальных ценностей, поддерживаемый придворными. Развитие иконографии может быть связано с изменениями в имперской идеологии, а в период Поздней империи (235-476 гг. н. э.) эта связь проявилась особенно отчетливо. В конце III - начале IV веков н.э. формируется идеальный образ императора как героического воина, и в то же время широко распространяется и разрабатывается милитаристская иконография на монетах. В IV веке имперская власть приобретает характер военной дружины, в результате чего милитаристский дух становится общепринятым, а акценты в управлении страной смещаются в сторону иерархической службы.
Милитаристские образы на имперских монетах можно разделить на две широкие категории, каждая из которых имеет два основных типа. Во-первых, это сцены сражений, изображения императора на коне, вступающего в бой, а также сцены одиночного боя императора или божества в схватке на земле. Во-вторых, изображается насилие над пленниками: их топчет завоеватель или таскает за волосы. Эти четыре образа на монетах отличаются друг от друга по характеру их производства и дизайну, но если рассматривать их все вместе в исторической перспективе, то они свидетельствуют о важных изменениях в имперской идеологии. [В этом материале речь пойдет только об образах всадника, убивающего противника].
Пожалуй, наиболее драматичным образом является «всадник на гарцующей лошади, убивающий противника», который символизирует императора, вооруженного и закованного в доспехи, несущегося в бой и закалывающего/топчущего врага. Это результат развития гораздо более древнего образа императора, верхом на коне и в доспехах, часто с копьем - стандартное изображение римского генерала, которое также можно увидеть на конных статуях. Это милитаристский образ, но необязательно подразумевает сражение - он может означать участие в военных учениях или даже верховую езду на празднике. Интересно сравнить Октавиана Августа, скачущего на коне перед штандартами (8 г. до н.э.)…
… с изображением императора Проба, двумя столетиями позже (277 г. н.э.), топчущего варвара с надписью о своем virtus, доблести и силе.
Оба изображения связаны с военными действиями, но у Проба есть еще и явное проявление силы против врага.
Отличие между этими двумя образами объясняется изменениями в имперской идеологии. Более жестокий образ не заменяет, а скорее предлагает параллельную альтернативу традиционному образу. Скачущий всадник, в котором император выступает не только как полководец, но и как воин в героическом стиле, становится особенно характерным для конца III века. Особое значение имеет временной фактор: период кризиса III века. Это был период серьезных политических, экономических и военных проблем, вызванных внутренними распрями, нашествиями варваров и экономическими трудностями. Тогда изменилась военная роль императора: из хорошего генерала, даже трудолюбивого соратника, он превращается в великого, даже героического воина - новый важный элемент в образе императора. Император всегда имел воинский статус и часто изображался именно в таком виде, но теперь ситуация кардинально изменилась, поскольку на официальных монетах император изображается в момент нанесения смертельного удара копьем своему врагу.
Впервые образ всадника [на древнеримских монетах] с гарцующим конем появляется в 72/73 г. н.э. на бронзовой монете в честь императора Тита.
Эта монета, судя по всему, посвящена победе над иудейскими повстанцами, поскольку появилась через год после нее и за год до фактического окончания восстания с падением Масады. Примерно в это же время было выпущено несколько новаторских монет, в частности, хорошо известная "IVDAEA CAPTA" (лат. Иудея захвачена), на которой изображена персонифицированная Иудея в трауре, а рядом с ней - явно доминирующий образ императора. Изображение всадника появилось лишь на одной из множества монет, но, похоже, так был создан прецедент. Это образ вновь появился на ежегодных бронзовых монетах 85-89 годов после победы Домициана над Хатти. На монетах император был изображен сидя верхом на лошади сбивающим с ног германского воина. Затем этот образ вновь появился на монетах 103-111 годов, но теперь уже в золоте и серебре, в связи с завоеванием Траяном Дакии. Его не было на монетах, посвященных вторжению Траяна в Парфию, поскольку данный образ использовался только для обозначения реальных, а не обещанных побед. Образ такого всадника вновь появляется в 164-167 гг. в честь восточных кампаний Луция Вера.
На одной бронзовой монете появляется гарцующий всадник при императоре Коммоде в начале его правления в 180 году, возможно, символизируя окончание Маркоманских войн как победу, а возможно, это была попытка задобрить нового единоличного императора еще до победы. Это может быть даже предвестником более позднего использования этого образа для ожидаемых или придуманных побед. Коммод все-таки больше интересовался охотой на больших кошек, и поэтому вновь обратился к этому образу, также введя в надпись важный дополнительный элемент: слова "VIRT(us) AVG(usti)" (доблестный император). Изображения охоты на монетах сами по себе стали одним из подтипов первоначального милитаристского образа, поэтому не нуждаются в дальнейшем рассмотрении. Тем не менее, связь, установленная Коммодом между лексикой доблести и изображением всадника, была расширена и усилена в надлежащем военной интерпретации императором Септимием Севером. К старым надписям на реверсе с императорскими титулами добавились слова "INVICTA VIRTVS", указывая на качество императора (непокоренная доблесть). Появилось больше вариаций этого изображения, особенно при императоре Каракалле, и император стал не только пронзать копьем, но и метать копья, и даже топтать своего врага. В последующие десятилетия всадник встречается лишь изредка: два бронзовых медальона Максимина I Фракийца, на которых император, поддерживаемый копьеносцем, сражается с двумя варварами, один из которых лежит под его лошадью, и одна бронзовая монета, выпущенная при молодом Гордиане III, на которой изображен стандартный всадник.
***
Император Константин (правил в 306-337 гг. н.э.) вернулся к образу всадника на гарцующей лошади, убивающего врага.
С 305 года он выпускает распространенную монету с образом всадника и надписью о доблести относительно титула императорства в целом, virtus, но уже в 307 году, он изменил надпись, чтобы заявить о своей личной virtus. Это также указывает на возвращение к более героической этике одиночного императора-воина времен кризиса III века, а также на то, что Константин, похоже, был больше увлечен этой иконографией, чем его коллеги. Отчасти причиной этого была потребность Константина в легитимации его власти на Западе. Военная доблесть все еще оправдывала претензии на власть, но из фактора необходимости в III в. н.э., она превратилась в идеализированную доблесть IV века.
При Константине отчеканили монеты с изображениями богов Марса и Сола, жестоко расправившимися с его пленниками, чему были посвящены новые надписи: «FVNDAT PACIS», основание мира (через войну), «GAVDIVM ROMANORVM» (лат. Торжество римлян), указывающими на радость римлян от собственного жестокого обращения с врагами. Константин объявляет себя «debellator», защитником и мстителем Империи, показывая на монетах все больше пленников, которых тащат за собой победители, и даже празднует свою личную славу, таща одного пленника за собой, пока он пинает - или выполняет «calcatio» («ритуал, который демонстрировал полное подчинение поверженного врага; пленник должен был лежать на земле, а триумфатор символически наступал ему ногой на шею», как поясняют А. С. Мохов и К. Р. Капсалыкова) другому. Аллегорический образ Победы продолжает быть особым бичом для пленников Константина. Она даже изображена на монете 328 года сидя на своем троне, довольно лениво пиная пленника. Постоянное обращение к милитаристским образам и тут было связано с идеологией. Именно при правлении Константина предпринимаются меры по созданию гражданской администрации по образу и подобию воинской службы.