Компания «Incrementum» каждый год по традиции выпускает отчет под названием «In Gold We Trust» (Мы верим в золото). Ниже последует перевод одной из частей этого отчета.
Если экономика становится все более продуктивной и эффективной, обладая прочной денежной системой, то большинство цен будет, следовательно, неуклонно снижаться. Однако сегодня мы видим противоположную ситуацию. Что изменяется постоянно, так это покупательная способность бумажных денег. Она снижается из года в год, а основная часть работающего населения сталкивается с низкими реальными доходами. В отличие от этого, у золота есть хороший послужной список в качестве средства сбережения и сохранения покупательной способности в течение тысяч лет. За последние тысячелетия золото оптимально подходило лля рынка в качестве денег по рациональным основаниям, например, высокой конкурентоспособности, прочности, высокой стоимости, взаимозаменяемости, делимости, признания во всем мире. Эти уникальные характеристики делают золото одним из лучших инструментов хеджирования против чрезмерного увеличения денежной массы.
Обратимся к тенденции покупательной способности золота за последние десятилетия относительно некоторых товаров и услуг.
Долгосрочная тенденция цен на почтовые марки
Динамика цен на марки является интересным объектом изучения. Услуги, предоставляемые государственной почтовой службой США, не являются единственными, кто пострадал от инфляции в долларовом выражении. Если проанализировать, какое количество марок можно было купить за одну унцию золота с течением времени, инфляция долларовых цен на марки станет особенно бросающейся в глаза.
Так, в 1933 году за один доллар США можно было купить 33 марки. Другими словами, нужно было потратить всего около 11 долларов в год для того, чтобы послать 365 писем. Если сделать это сегодня, то потребуется более 182 долларов, чтобы купить такое же количество марок. В долларовом выражении, стало быть, произошло увеличение цен в 17-кратном размере примерно за 80 лет.
Если бы американец держал свои сбережения в золоте, то ему необходимо было менее трети тройской унции золота в конце 1930-х гг., для того, чтобы отправлять по одному письму в день в течение целого года. Сегодня ему понадобилось бы 1/6 тройской унции золота для отправки такого же количества писем, другими словами, примерно вдвое больше золота, чем требовалось 80 лет назад. Покупательная способность золота по сравнению с марками уменьшилась вдвое за восемь десятилетий, а покупательная способность доллара по сравнению с марками упала до 1/16 за тот же промежуток времени.
Цена бутылки «Кока-Колы» в пересчете на золото
С момента своего появления в 1886 году и вплоть до 1950-х гг., цена бутылки «Кока-Колы» была зафиксирована на уровне 0,05 долларов США. В связи с этим существует любопытная история, связанная с нашим контекстом. Роберт Вудрафф, бывший генеральный директор «Кока-Колы», использовав свои дружеские связи с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром, пытался убедить его начать чеканку монет с номиналом в 7,5 центов. Идея заключалась в том, что более высокой цене на бутылку «Колы» должна была соответствовать одна монета, как это было прежде с никелем (5 центов) в течение семи десятилетий.
Короче говоря: цена бутылки «Кока-Колы» с тех пор постоянно повышалась, что оказывало различное влияние на покупательную способность золота и доллара США по отношению к бутылке «Колы». Другими словами, в конце 1930-х гг. за один доллар можно было купить 20 бутылок «Колы», однако сегодня понадобится больше доллара для покупки одной единственной бутылки.
Напротив, покупательная способность золота в этом контексте остается стабильной при чуть более 700 бутылках «Колы» за тройскую унцию. По сегодняшним ценам, можно купить на самом деле 726 бутылок по сравнению с 700 бутылками в конце 1930-х гг. Покупательная способность американца была бы довольно стабильной, если бы он хранил свои сбережения в золоте. Если же сбережения хранились в долларе, то стало бы понятно, что покупательная способность этих денег по отношению к «Коле» упала до 1/33 по сравнению с тем, что было восемьдесят лет назад.
По традиции, в отчете по золоту речь идет о «покупательной способности пива» (то есть, стоимость пива, выраженную в бумажных, плавающих валютах) по сравнению с золотом. В то время как литр пива на Мюнхенском Октоберфесте в 1950 году стоил в эквиваленте 0,82 евро, то его цена в 2016 году была бы 10,55135 евро. Ежегодный рост инфляции цен на пиво с 1950 года, таким образом, был равен 4,2%. Если посмотреть на цену пива по отношению к цене золота, то за одну унцию золота можно было купить 111 литров пива в 2016 году. В среднем «покупательная способность пива» по сравнению с золотом достигала 87 литров, поэтому можно говорить о том, что золото превысило свою долгосрочную среднюю. Максимальный показатель был достигнут в 1980 году – 227 литров за унцию.
Мы считаем, что вполне возможно подобные уровни будут достигнуты снова. Поэтому поклонники золота, любящие пиво, должны ожидать, что покупательная способность золота по отношению к пиву увеличится.
Вывод
Эти примеры иллюстрируют то, что золото сохраняет или даже увеличивает свою покупательную способность в долгосрочной перспективе, в то же время становится понятно, насколько серьезно снизилась покупательная способность бумажных денег. В своем прекрасном введении к изучению Австрийской школы экономики Рахим Тагизадеган пишет:
«Надежная форма денег предоставляет своим пользователям три функции в экономическом смысле и в плане стабильности: функцию средства обращения, функцию средства сбережения, а также функцию измерения и стандарта стоимости. До текущего дня именно драгоценные металлы или инструменты, обеспеченные ими, лучше всего подходили и подходят для этих целей».
Мы не можем с этим не согласиться.