История Соверена. Часть третья

Материал из классического исследования Майкла Марша. Часть первая здесь, а вторая - тут.

Продолжаем говорить о Соверенах Георга IV.

Прежде чем перейти к подробному описанию монет с «портретом без головного убора», необходимо рассказать о событиях, произошедших в 1823-1824 гг. Эти события оказали значительное влияние на создание новой монеты. Поул – магистр Монетного двора - расстроился из-за перестановок в кабинете министров в 1823 году и подал в отставку в августе того же года. В октябре 1823 года его заменил Томас Уоллес. Он считался достойной заменой, и на самом деле он был особенно увлечен дизайном монет.

В 1823 году английского скульптора Фрэнсиса Чантри (1781-1841) попросили создать портрет короля Георга IV, и это было неудивительно, ведь король мечтал о новом портрете, а Чантри был скульптором высочайшего класса. Он изучал искусство в Королевской академии, членом которой был избран в 1818 году, и был посвящен в рыцари Вильгельмом IV в 1830 году. Он заслужил звание лучшего скульптора бюстов своего времени. Король одобрил для новой монеты 1825 года бюст, сделанный Чантри, а также попросил использовать его в качестве модели для изображения на аверсе нового двойного Соверена, который должен был быть выпущен в 1823 году. Тогда Пиструччи попросили использовать модель Чантри и приступить к гравировке новой монеты, от чего тот сразу же отказался. На протяжении всей своей карьеры Пиструччи всегда работал только с натуры, и многие, включая короля, ранее соглашались с выбранным Пиструччи методом работы. Поэтому он ясно дал понять, что считает унизительным копировать работы других художников, но на этот раз король настоял на том, чтобы был использован бюст Чантри. Новый мастер сообщил, что Пиструччи отказался выполнять его приказы, в результате чего Пиструччи был освобожден от своих обязанностей, и в итоге именно Жан Батист Мерлен выгравировал штемпель аверса для двойного Соверена.

23 июня 1824 года Магистр монетного двора рекомендовал нанять Мерлена для подготовки дизайна и гравировки штемпелей для новой серии золотых и серебряных монет. В то же время Уильям Вайон, второй гравер, должен был подготовить дизайн и отгравировать главные штемпели для новых монет. Позже, 15 января 1828 года, когда Пиструччи уже потерял свой пост, Уильям Вайон получил должность главного гравера, а Пиструччи - несколько более низкую должность главного медальера, хотя оба получали одинаковое жалование - 350 фунтов стерлингов в год.

Новый Соверен с «портретом без головного убора» был впервые выпущен в 1825 году, поэтому для этого года существует два разных типа Соверена, и этот тип монеты чеканился до конца царствования Георга IV в 1830 году. (см. картинку).

Соверены с «портретом без головного убора» при правлении Георга IV, как правило, доставляют коллекционеру больше проблем, и только 1826 год можно считать легкодоступным для приобретения. Четыре других Соверена, – 1825, 1827, 1829 и 1830 гг., – относятся к категории редких, а в хорошем состоянии их трудно найти. Наконец, я перехожу к 1828 году, и монета этого года, без сомнения, является самым редким Совереном с «портретом без головного убора». Низкий тираж этой монеты объясняется тем, что большая часть монет, отчеканенных в 1828 году, была изготовлена из старых штемпелей 1827 года, которые оставались в использовании, и только ближе к концу года были использованы новые штемпели 1828 года.

Описание и характеристики.

Аверс. Портрет короля без головного убора направлен влево. Дата указана внизу. Надпись: «GEORGIUS IV DEI GRATIA» (Георг IV Божьей Милостью).

Реверс. Герб Соединенного Королевства, помещенный в богато украшенный щит, увенчанный королевской короной; в центре щита - щит меньшего размера, увенчанный небольшой короной, внутри которого изображен Ганноверский герб.

Надпись гласит: «BRITANNIARUM REX FID: DEF:» (Король Великобритании, Защитник Веры)

Примечание. Аверс. Уильям Вайон гравировал бюст короля с бюста Чантри.

Реверс. Жан Батист Мерлен разработал и выгравировал штемпель реверса.

Соверен Вильгельма IV (1830-1837)

Вильгельм IV унаследовал трон у своего брата 26 июня 1830 года, и в течение некоторого времени казалось, что в отношении новых монет почти ничего не делается, поэтому 15 ноября 1830 года Магистр монетного двора Джон Чарльз Херрис счел необходимым объяснить, почему произошла задержка в подготовке новых монет:

«Задержка, которая произошла с момента издания приказа Его Величества, хотя и не превысила обычного срока, возникла вследствие трудного и тревожного желания получить точный и утвержденный портрет с Его Величеством, которому было угодно повелеть, чтобы изображение на его монетах было взято с бюста, который был выполнен в то время мистером Чантри. Для этой цели было желательно, чтобы модель была подготовлена мистером Чантри, в стиле, используемом на монетах, до того, как мистер Вайон мог приступить к работе; это, конечно, заняло некоторое время в дополнение к времени, необходимому мистеру Вайону для гравировки штемпелей в стали (всегда трудоемкая работа), и тем более в данном случае, когда это должно было быть сделано под непосредственным личным наблюдением и инструкциями мистера Чантри».

Вскоре после этого заявления Геррис подал в отставку, и в декабре того же года его сменил Джордж Иден, 2-й граф Окленд, который оставался магистром до 1834 года. Однако штемпели для новых монет фактически были подготовлены еще до заявления Герриса, поскольку 28 октября 1830 года магистр написал Монетному совету следующее:

«Мистер Геррис сообщает Монетному совету, что Его Величество полностью одобряет гравюру головы Его Величества для новой монеты, выполненную мистером Вайоном с модели, подготовленной мистером Чантри, для которой Его Величество милостиво соизволил позировать. Г-н Геррис далее сообщает Совету, что Его Величество желает, чтобы гравюры с одной и той же модели, и ни с какой другой, использовались для всех монет, золотых, серебряных или медных, на которых будут изображены портреты Его Величества, чтобы обеспечить полное единообразие чеканки монет периода царствования Его Величества в этом отношении».

Дизайн новой монеты с изображением государя был утвержден приказом Совета от 22 ноября 1830 года в соответствии со следующим описанием:

«Соверен, имеющий на аверсе изображение фигуры Вашего Величества с надписью GULIELMUS IIII D.G.BRITANNIAR. REX F.D., а на реверсе - герб Соединенного Королевства, заключенный в щит с датой года».

Уильям Вайон, главный гравер, выгравировал штемпели по модели, подготовленной Фрэнсисом Чантри, а реверс был разработан и выгравирован Жаном Батистом Мерленом.

Есть первый и второй бюсты для этой серии, и вот основные черты, которые отличают разницу между двумя бюстами:

Первый бюст. Бюст в целом несколько крупнее.

Нос крупнее, ноздри более выражены и направлены прямо на вторую «N» в слове «BRITANNIAR».

Прическа на лбу представляет собой один локон, расположенный почти горизонтально, с тонкой прядью, лежащей на его вершине, заостренной с каждого конца, и небольшим промежутком между ним и небольшим скоплением из четырех локонов, расположенных на макушке головы. Волосы на затылке внизу переходят в шею и довольно плотно прилегают к ней.

Завиток волос закрывает большую часть верхнего заднего края уха.

Инициалы «W.W.» неразборчивые и с расставленными шире, чем обычно, пробелами.

Надпись на этом бюсте в целом более четкая.

Второй бюст. Нос меньше и направлен прямо на букву «I» рядом с последней буквой «N» в слове «BRITANNIAR».

Прическа в верхней части лба представляет собой один локон, снова почти горизонтально и изгибается назад к такому же скоплению из четырех локонов на макушке; их разделяет немного другой промежуток.

Волосы над ухом на этот раз позволяют видеть почти всю верхнюю часть уха.

Инициалы «W.W.» с углублениями расположены ближе друг к другу.

Надпись выполнена очень плохо, несколько букв и цифр соприкасаются друг с другом.

Бюст первого типа был представлен в 1831 году, и результаты моего исследования позволили предположить, что новый бюст второго типа был представлен в 1832 году. Однако на данный момент я видел три Соверена 1832 года, но с первым бюстом, поэтому мой вывод заключается в том, что монета 1832 года с первым бюстом должна считаться редкой.

Описание и характеристики.

Аверс. Голова короля без головного убора направлена вправо. У основания буквы «W.W.» углублены; обозначают Уильяма Вайона.

Надпись: «GULIELMUS IIII D:G:BRITANNIAR: REX F:D:».

Реверс. Герб Соединенного Королевства в щите, увенчанном короной, в центре меньший щит, содержащий Ганноверский герб и увенчанный малой короной.

Дата указана в поле в нижней части правой стороны.

Слово «ANNO» в аналогичном месте, но на левой стороне.

Примечание. Аверс. Уильям Уайон выгравировал бюст короля по модели Чантри.

Реверс. Жан Батист Мерлен разработал и выгравировал штемпели для реверса.

Соверен Виктории (1837-1901)

Королева Виктория начала свое правление после смерти своего дяди 20 июня 1837 года. Первым важным изменением стал королевский герб, поскольку из него был исключен ганноверский герб. Право на Ганноверское королевство принадлежало только по мужской линии, и поэтому соответствующий герб был включен в королевский герб с момента вступления на престол Георга I. Однако все изменилось после приказа Монетного Совета от 26 июля 1837 года, который предусматривал исключение Ганноверского герба.

22 августа 1837 года канцлер Казначейства написал Генри Лабушеру, 1-му барону Таунтону, который был мастером Монетного двора, следующее:

«Ее Величество приказала мне распорядиться, чтобы главный гравер и медальер Монетного двора Ее Величества присутствовали в Виндзорском замке в ближайшую пятницу, чтобы иметь возможность изучить свои модели в соответствующих департаментах.

Они должны прибыть в Виндзор очень рано и доложить о своем прибытии лорду или герцогу, ожидающему их.

Ее Величество выделит художникам отдельное время для позирований в пятницу».

Уильям Вайон, главный гравер, присутствовал в Виндзоре и подготовил восковую модель бюста королевы. Интересно отметить, что Пиструччи, хотя и был в то время медальером, не присутствовал, и вполне вероятно, что Жан Батист Мерлен занимался дизайном реверса. Он же, несомненно, выполнил и гравировку. Новый бюст королевы, который называют не иначе как «Молодой портрет», является прекрасным образцом дизайна и гравировки Уильяма Вайона. Бюст королевы изображен обращенным влево, а ее волосы изящно собраны в узел сзади.

^ Наверх