Материал Ришарда Кирсновского. Часть первая тут.
Монеты, будь они качественные или испорченные, отчеканенные из золота или меди, большие или маленькие, несут на себе отличительные символы, запечатленные как минимум на одной, а то и на обеих сторонах. Эти символы - одна из неотъемлемых характеристик монет, без которой невозможно их существование. Запечатление отличительного символа на монетном диске вдыхало в него новую жизнь и превращало драгоценный, но все еще неодушевленный металл в деньги, наделенные особыми ценностями, не все из которых были чисто экономическими.
Символ на монете, независимо от места его происхождения, определял статус металла в определенных политических, социальных и экономических условиях. Такой символ придавал монете юридическую силу, ставя драгметалл в один ряд с явлениями, которые связаны с функционированием высших социальных институтов, прежде всего государства. В принципе, деньги возникают благодаря существованию государства, которое является непременным авторитетом, делающим первые общепризнанным средством обмена на определенной территории. Гарантируя ценность денег, государство в то же время имеет в своем распоряжении средства принуждения в случае необходимости обеспечить признание отчеканенного металла в качестве средств обмена. Кроме того, деньги — это одно из физических проявлений существования и функционирования государства, будь то одного из греческих городов-государств, великих царств восточной античности или тех государств, которые возникли в конце Средневековья в Европе или в других странах.
Символы, отчеканенные на монете, должны были представлять государство или нацию. Изначально такие символы отсылали к богам или государям, а затем появлялись в более абстрактном обличье, как, например, символ религии или власти, а впоследствии становились общепринятыми, будучи династической эмблемой или, позднее, гербовым знаков государства. Голова Зевса, Аполлона или Геракла первоначально символизировала города-государства, покровителями которых были эти боги, часто принимавшие активное участие в жизни своих подопечных. Афина, которая с середины VI века появлялась на монетах, отчеканенных в городе, носившем ее имя, была увенчана лаврами триумфатора после победы при Марафоне. Некоторые боги так прочно ассоциировались с правителями, что становились его представителем. Однако только Александр Македонский у греков и Юлий Цезарь в Риме - по мнению их современников, а возможно, и их самих - перешли границу, отделяющую смертных от бессмертных: они первыми осмелились поместить собственное изображение на монету. На протяжении 20-ти веков государи представали перед массой своих подданных в блеске своего величия, распоряжаясь своей властью в соответствии с нормами и настроениями того времени. Они делали это либо через свой портрет, либо через знаки отличия своего владычества и великолепие одежды и доспехов, либо с помощью эмблем и надписей, чтобы закрепить веру в вечном характере своего правления, небесном происхождении и нахождении на троне по милости Божьей. Образ государя, таким образом, заменял образ божества, а также в большей или меньшей степени отождествлялся со страной, государством и общественным строем.
Монументальные портреты римских императоров транслировали идею того, что владычество Рима простирается от Британии до Африки, от Испании до Месопотамии. Монеты проникали даже за пределы империи, вплоть до Индии и Балтийского побережья, служа наглядным доказательством могущества, организованности и непогрешимой стабильности империи. "Чей образ и чье имя написаны на этой монете?" - спросил Христос фарисеев, показавших ему монету. "Образ и имя Кесаря", - ответили ему. Иисус сказал им в ответ: "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Этих нескольких слов достаточно для целой серии трактатов о функции римского денария как интегрирующего фактора в политическом менталитете разных народов и культур.
Императоры, кроме того, любили освещать свои великие дела и доблести. Египет завоеван! Иудея завоевана! Дакия захвачена! Таковы надписи появлялись на римских денариях по мере расширения империи. Эти слова сопровождались изображениями или символами: египетским крокодилом, еврейским подсвечником или дакийским пленником, - каждый из которых по-своему характеризовал эти успехи. В других случаях символы на монетах представляли собой аллегории добродетелей и идеалов, таких как великодушие, счастье, вечность или мир, очевидно, имея в виду вечность империи или символ мирового господства Римской империи.
Брут тоже наглядно показал свои планы и успехи в форме монеты, возможно, желая увековечить их: на его денарии изображен фригийский колпак между двумя нарисованными кинжалами, а также надпись: "Мартовские иды" (В мартовские иды (15 марта) 44 года до н. э. заговорщиками был убит Гай Юлий Цезарь. Согласно Плутарху, предсказатель предупредил Цезаря за несколько дней, что в этот день ему надо опасаться смерти). Перед нами обобщение в миниатюре одного из важнейших событий истории.
В византийской культуре роль рупора и транслятора политических и религиозных идей выпала на долю золотых монет, украшенных изображениями Христа, святых и государей. На протяжении 6 столетий солид, имеющий одну и ту же форму и практически идентичный сплав, называемый по-гречески номисма, был символом великолепия и незыблемости Восточной Римской империи, которая должна была существовать вечно. В течение этого долгого периода цари и их династии сменяли друг друга в результате природных или трагических событий, а границы империи претерпевали изменения, но золотая номисма всегда весила около 4,5 грамма и была украшена изображениями Христа и императора, каждый из которых - казалось - был так же вечен, как и другой.
Карл Великий возобновил проверенные историей традиции античности, отчеканив свои императорские денарии по образцу монет римских императоров. Фридрих II сделал это в еще более выразительной манере, подчеркнув тем самым свои политические амбиции. Его монеты, отчеканенные на Сицилии и носившие помпезный титул "Augustales", повторяли черты римских ауреусов, в частности, лавровый бюст государя и орла с распростертыми крыльями. Позже, начиная с эпохи Возрождения, эти элементы вновь появляются либо для выражения реальных или просто иллюзорных амбиций правителей, которые появляются на монетах, облаченные в римские тоги и увенчанные лаврами, либо просто для украшения и как проявление всеобщего право на наследие античности.
На монетах также изображались другие эмблемы-символы государства или нации, что способствовало их распространению как среди местного населения, так и среди более или менее соседних народов. Драхмы с острова Родос в V и VI веках до н.э., как и золотые флорентийские монеты, отчеканенные семнадцатью веками позже, распространяли названия своих стран по всему миру в форме, которая была одновременно особенно красивой и простой: в виде розы или флер-де-лис (геральдическая лилия). Именно благодаря чеканке монет португальский щит, богемский лев, польский орел или три короны Швеции впервые стали эмблемами и символами суверенитета стран своего происхождения - символами, престиж которых со временем только возрастал.
Однако политический смысл этих символов – это лишь один из аспектов их значения, прежде всего в античности и средневековье. Второй аспект, религиозный, был настолько ярко выражен на первых этапах развития денег, что некоторые исследователи пришли к выводу, что их происхождение должно было быть религиозным. Однако эти два аспекта не являются несовместимыми, поскольку события в политическом и религиозном мире были неразрывно связаны между собой вплоть до конца Средневековья. Лишь отделение церкви от государства в современных государствах привело к постепенной секуляризации символов на деньгах. Как бы то ни было, религиозные мотивы, встречающиеся на монетах, придают дополнительную и более высокую значимость не только цене металла, но и престижу валюты с точки зрения социальной ценности, прочно укореняя ее в действующей на тот момент политической и религиозной системе. Не случайно первый римский монетный двор находился на Капитолии, рядом с храмом Юноны Монеты, к которой мы бессознательно обращаемся и сегодня, когда говорим о монетах и используем различные производные от этого названия.
Символы на монетах иллюстрируют греческую и римскую мифологию, элементы религий Древнего Востока, индуизма, иудаизма и ислама, а также многочисленные христианские обозначения: от креста, который появлялся на тысячах монет всех типов, до портретов Христа, Девы Марии и бесчисленного множества святых. Функции этих элементов, столь разных по своему происхождению, часто были похожими, а иногда даже полностью идентичными.
Продолжение следует…