Из истории золотых инвестиционных монет. Материалы журнала «Financial Times» (с незначительными сокращениями).
Золото красных на горизонте
Материал Дэвида Марша из журнала «Financial Times» от 8 ноября 1980 года.
По словам Ленина, сказанным еще в 1921 году, применение золота в конечном итоге ограничится облицовкой стен и полов в общественных туалетах. [Впрочем, видимо, Ленин не совсем был прав]. Однако страна Советов по-прежнему придерживается принципов равенства даже в пропаганде достоинств желтого металла, о чем свидетельствует реклама российской золотой монеты, "Червонца", в британской прессе.
На риторический вопрос: "Неужели золото предназначено только для привилегированных? ", в рекламном блоке содержится ответ: "Ни в коем случае". В значительной степени повторяя политику продаж, принятую южноафриканцами при выпуске новых вариантов "Крюгерранда" с меньшим весом, "советская позиция" заключается в том, что "Червонец" весом в 1/4 унции – это достаточно дешевый способ вложить деньги в золото как для "дальновидных инвесторов", так и для тех, кто делает рождественские подарки "на память" близким людям.
Реклама «Червонца» в Британии – это первый шаг второй по величине в мире страны-производителя золота к прямому продвижению своих товаров на рынке Великобритании. В недавнем прошлом Советский Союз уже проводил рекламные кампании в США, Западной Германии и Швейцарии.
Однако прошлогодний запуск рекламы в США сорвался на фоне того, что русские вошли в Афганистан. Страх перед Третьей мировой войной поднял курс золота, однако многие посчитали, что Москва зашла слишком далеко в своей политике стимулирования продаж.
В то время, когда искренняя надежда на ослабление напряженности между Востоком и Западом, казалось бы, заключалась в том, что красноречивый президент США Рейган установил видеосвязь с Кремлем, но неприязнь к советской политике могла удержать многих инвесторов от вложения денег в российские монеты.
Однако московский банк "Wozchod Handelsbank" в Цюрихе, который занимается распространением "Червонцев" по всему миру (а также, в целом, продажей советского золота и серебра на Западе), уклончиво отмечает, что некоторых потенциальных любителей золота, вполне возможно, отталкивает и политика ЮАР [, поэтому вместо "Крюгерранда" лучше покупать "Червонец"].
По мнению маркетингового подразделения Южноафриканской горной палаты, компании "Intergold", советская рекламная кампания может повысить общий интерес к металлу.
Компания "Intergold" уже активно рекламирует новые более миниатюрные "Крюгерранды" с момента их выпуска в сентябре. В настоящее время компания проводит кампанию в британской прессе с бюджетом около 200 тыс. фунтов стерлингов, рассказывая об общих основаниях, по которым люди должны покупать золото, причем в терминах, очень похожих на те, которые используются в рекламной компании русских.
Отметим, что "Червонец" выпускается уже несколько лет. В 1975 году для международного рынка было отчеканено 250 тыс. монет, и в каждом последующем году ежегодно выпускалось 750 тыс. монет для продажи на Западе.
В этом году их было выпущено 1 млн, из которых 250 тыс. предназначено для Советского Союза. Из 750 тыс., предназначенных для Запада в этом году, 100 тыс. имеют качество пруф.
В предыдущие годы русские поставляли на международный рынок большие объемы золотых слитков, поэтому дополнительные 6-7 тонн в год, поступавшие за счет операций с монетами, составляли лишь незначительную часть от общего объема продаж.
В этом году, однако, известно, что русские поставили всего около 30 тонн золота на цюрихский рынок, который в последние годы был главным рынком сбыта Москвы. Совокупный объем поставок на Запад - ни одна из них не отражена в швейцарских данных - в 1980 году может составить всего 100-120 тонн. Это по сравнению с 214 тоннами в 1979 году и 401 тонной в 1978 году, что в относительном выражении делает продажи "Червонца" более важным компонентом общей стратегии продаж СССР.
Банк "Wozchod Handel" взимает наценку в размере 7% от цены золота за крупные партии монет и 8% – за меньшие объемы. Это соответствует наценке на новые унцовые "Крюгерранды" - хотя, скорее всего, наценка будет гораздо больше, когда покупатель придет покупать монеты через кассу банка.
Однако имеются признаки того, что Советский Союз не получит ажиотажного спроса. Один из дилеров, с которым мы общались на этой неделе в лондонском торговом доме, не знал, что Советы вообще начали рекламу, и сказал, что мой вопрос о "Червонцах" был первым, который он услышал за два года.
А вот и сама реклама, опубликованная в журнале «Financial Times» от 11 декабря 1980 года
Поздравления с Рождеством из Москвы. В этот праздничный сезон слишком потратиться не потребуется, чтобы подарить кому-то небольшое состояние. "Червонец", золотая монета из России, весит всего 1/4 унции. Это, конечно же, склоняет чашу весов в ее пользу с точки зрения цены. При этом вы получаете 7,74234 грамма чистого золота, стоимость которого значительно выросла за последние 10 лет.
Дальновидные инвесторы всегда покупают золото. По крайней мере, вкладывая в него часть своих средств, потому что этот драгоценный металл обладает далеко не только магической притягательностью. Кроме всего прочего, золото — это дефицитный металл. Поэтому его многие хотят заполучить.
Именно в этом контексте "Червонец" действительно достоин внимания. Ведь исходя из своей цены, он не является привилегией немногих. В качестве подарка "Червонец" произведет самое лучшее впечатление. Пусть это будет небольшой, но заметный вклад в личный бюджет близкого человека.
Кроме того, за несколько дополнительных банкнот теперь можно приобрести даже блестящий "Червонец" качества "пруф".
Ограниченный тираж монеты придает ей дополнительную нумизматическую ценность.
В 1980 году для распространения по всему миру был отчеканен всего 1 млн штук, в том числе 100 тыс. в качестве "пруф".
Цена монеты зависит от текущего курса золота на мировом рынке. Курс меняется ежедневно.
Так что не забывайте о "Червонцах", когда будете играть роль Санты в этом году. Это золотой подарок, который понравится всем.
Дополнительный материал о «Червонце» в Британии
Советская золотая монета уже в продаже
Материал Дэвида Марша из журнала "Financial Times" от 10 февраля 1981 года.
На этой неделе британские инвесторы, увлекающиеся золотом и предпочитающие экзотику, смогут приобрести российскую золотую монету "Червонец" весом 1/4 унции в лондонском отделении Московского Народного Банка.
В Британии монета поступила впервые в прямую продажу в рамках политики диверсификации стратегии Москвы по сбыту золота.
Советский банк, который продает монету по всему миру, а именно, цюрихский "Wozchod Handelshank", в конце прошлого года начал рекламную кампанию в британской прессе, чтобы повысить уровень информированности населения о "Червонце". Однако у русских не было возможности напрямую продавать "Червонец" в Великобритании.
Как известно, Советский Союз уже продвигал монету в США, Западной Германии и Швейцарии - хотя запуск пресс-релиза в США сорвался ввиду российской операции в Афганистане.
В конце этой недели, Московский Народный Банк начнет продавать монеты с премией около 9% или 10% по отношению к курсу золота – это примерно, как премия за 1 унцию южноафриканского "Крюгерранда".
Впрочем, Банк в большинстве случаев не будет готов выкупать монеты.
"Червонец" продается на Западе с 1975 года. В прошлом году было отчеканено 1 млн монет для международного сбыта. Советские власти утверждают, слегка иронизируя, что эти монеты особенно подойдут для инвесторов, имеющих политические претензии к ЮАР.