Мао Мао, продавец в «China Gold» в центре Шанхая, утверждает, что есть три причины, по которым китайские инвесторы в этом году покупают золотые слитки; все причины связаны со страхом.
«Люди боятся войны, падения юаня и обвала цен на недвижимость. Покупка золотых слитков в качестве инвестиции является хорошим способом защитить себя от риска», - сказала продавец, играясь в своих руках с большим кулоном в форме золотого дракона, висящим у нее на шее.
Она добавила, что низкие процентные ставки не улучшили ситуацию. «Многие инвесторы не заинтересованы вкладывать свои деньги в банк».
Поэтому есть некоторые покупатели, которые медленно, но верно покупают золото. Такие покупатели, как и она, покупают золотые слитки, чтобы подарить их детям в день их свадьбы. До сих пор она купила 2 золотых слитка по 100 грамм для своего сына; их цена в понедельник составляла 29,100 юанz (5700 долларов) за каждый.
По данным, опубликованным на прошлой неделе Всемирным золотым советом (ВЗС), клиенты Мао Мао помогли увеличить продажи золотых слитков и монет на 30% до 105,9 тонн за первый квартал по сравнению с тем же периодом прошлого года. Превышение отметки в 100 тонн фиксируется только четвертый раз за историю ведения статистики ВЗС.
Увеличение купли слитков и монет произошло на фоне отсутствия роста спроса на ювелирные изделия и спроса со стороны центральных банков.
«Этому буму способствовало несколько факторов: обеспокоенность по поводу ослабления курса юаня и неутешительных перспектив рынка недвижимости, которые продолжают давать о себе знать с конца прошлого года; все это сочетается еще и с сезонным увеличением покупок золота, связанным с китайским Новым годом и ростом цен на желтый металл, поддерживающих положительный настрой инвесторов по отношению к золоту», - написано в отчете Всемирного золотого совета.
В ВЗС также указали, что хорошим индикатором того, что спрос на золото будет увеличиваться в Китае, является инициатива Промышленно-торгового банка Китая совместно с компанией интернет-гигантом «Tencent», относительно запуска нового продукта, обеспеченного золотом, под названием «Microgold». Пользователи популярного приложения «Wechat» от «Tencent» смогут инвестировать благодаря этому продукту или использовать его для того, чтобы пересылать в электронной форме золото своим друзьям и семье в красных конвертах в случае праздников. Они также могут отслеживать цены в реальном времени.
«У этого продукта есть огромный потенциал. Так гораздо удобнее покупать золото, чем это было прежде. При помощи этого нововведения можно легко отслеживать цену», - сказал Чжан Юнтао, заместитель председателя Китайской золотой ассоциации.
Рост спроса на золотые слитки в Китае отразился на подъеме отечественных цен на золото с конца прошлого года. Как правило, наценка в Китае в среднем составляет 4 доллара по сравнению с глобальной спотовой ценой. Тем не менее, по данным ВЗС, в первом квартале она была немногим больше 14 долларов, что является понижением по сравнению с 17 долларами за последние три месяца 2016 года.
Недавний всплеск интереса к золоту совпадает с введением ограничений на покупку недвижимости в некоторых городах Китая; это решение правительства направлено на снижение цен на жилье. Некоторые инвесторы, обеспокоенные будущим ослаблением рынка недвижимости, покупают теперь золото.
«Введение ограничений на покупку недвижимости привело к росту спроса на золото», - говорит Сюэ На, аналитик в «Nanhua Futures».
Впрочем, г-н Чжан из Китайской золотой ассоциации заявил, что глобальная нестабильность, возросшая после избрания президентом США Дональда Трампа и решения Британии покинуть Европейский союз, а также напряженной ситуацией в Сирии и Северной Корее, повысила спрос на защитные активы, такие как золото.
«Эта тенденция началась во второй половине прошлого года, потому что появилось множество очагов неопределенности в мире. Есть опасения, что это напрямую повлияет на китайскую валюту. Фондовый рынок находится не в самом хорошем состоянии, что побуждает инвесторов покупать золото, которое является менее волатильным», - сказал он.